Интересно, что большая физическая активность не была связана с резервом памяти ни у мужчин, ни у женщин. В исследовании приняли участие 758 человек со средним возрастом 76 лет. У некоторых из них не было проблем с мышлением и памятью, у некоторых наблюдалось легкое когнитивное расстройство, а у некоторых — деменция.
Было проведено сканирование мозга, участники прошли тесты на скорость мышления и память. Для расчета когнитивного резерва результаты тестов сравнивались с изменениями в мозге, связанными с деменцией, такими как общий объем гиппокампа — ключевой области мозга, пораженной болезнью Альцгеймера.
Участников спрашивали об их еженедельной физической активности. Что касается умственной активности, то их спрашивали, читали ли они журналы, газеты или книги, посещали ли занятия, играли ли в карты, игры или бинго за последние 13 месяцев. За каждый вид деятельности начислялось по одному баллу, максимум три балла. В среднем люди набрали 1,4 балла за умственную активность.
Что касается физической активности, то участники принимали участие по крайней мере в 15 минутах в неделю в занятиях, повышающих частоту сердечных сокращений, таких как бодрая ходьба и езда на велосипеде.
Па сказал, что каждая дополнительная умственная активность соответствовала на 13 лет меньшему старению в скорости обработки информации — 17 лет среди мужчин и 10 лет среди женщин.
У женщин удвоение количества физической активности было бы эквивалентно примерно 2,75 годам старения, когда речь идет о скорости обработки их мыслительных навыков.
Исследователи также проверили, влияет ли на связь между физической и умственной активностью и когнитивным резервом наличие гена, несущего самый высокий риск развития болезни Альцгеймера, который называется APOE e4. У женщин наличие этого гена ослабляет эффект благоприятной взаимосвязи между физической и умственной активностью и когнитивным резервом.
Исследование не доказывает, что физическая и умственная активность помогает улучшить когнитивный резерв. Оно лишь показывает связь. Кроме того, в исследовании не измерялись структурные и общественные факторы, влияющие на когнитивный резерв, например, образование. Исследование проводилось при поддержке Национального института по проблемам старения и Национального центра развития трансляционных наук.