В мире психологии это известно как «эффект предполагаемого сходства». Психологи предполагают, что люди используют свои собственные черты характера, чтобы заполнить пробелы с кем-то, кого они плохо знают. Группа психологов провела исследование, в котором выяснилось, что люди склонны отвечать взаимностью на поведение друг друга. Человек, который ведет себя дружелюбно и общительно, скорее всего, получит то же самое в ответ.
Исследование было опубликовано в Journal of Personality and Social Psychology. Брэдли Хьюз, докторант, является ведущим автором. Соавторами являются его консультант, профессор Санджай Шривастава, и Джон Флурной, бывший студент Шриваставы, получивший докторскую степень в Университете США, а сейчас работающий в Гарвардском университете.
Чтобы проверить свою теорию, психологи провели эксперимент, адаптировав процедуру к той, которую использовал Хьюз, когда учился в Калифорнийском университете в Беркли. Они набрали 322 студента Калифорнийского университета, разделили их на пары и попросили просмотреть и совместно оценить серию фотографий, изображающих произведения искусства.
Участники взяли на себя роль управляющих художественной галереей, и им было дано 20 минут, чтобы просмотреть 20 картин и выбрать три для размещения в галерее. Их взаимодействие снималось на видео. Перед выполнением задания в картинной галерее каждый участник заполнил самоотчеты о своих личностных качествах. После этого они возвращались в отдельную комнату и давали оценки восприятия своего партнера. Затем группа научных ассистентов просмотрела видеозаписи взаимодействия, оценила и закодировала поведение участников.
«Идея заключается в том, что личность проявляется в межличностном взаимодействии: от того, кем человек является, до того, как он себя ведет и как другие реагируют на него. Вы идете по жизни, делая людей немного более похожими на себя. Подразумевается, что вы взаимодействуете, делаете людей более похожими на себя, и вы это видите. Это накапливается со временем. Ваше мировоззрение о том, каковы люди, основано на вашей собственной личности, потому что вы вызываете в них это», — сказал Хьюз.
Исследование заняло около четырех лет от замысла до публикации. Часть работы по кодированию поведения была «очень трудоемкой», потребовав от команды младших научных сотрудников UO просмотра видеозаписей и составления структурированных оценок.
«Вы можете повлиять на свое впечатление о других людях, взаимодействуя с ними», — сказал Хьюз. «Повседневное взаимодействие меняет то, как вы воспринимаете людей. Доказательства этих эффектов открывают двери для будущих исследований, изучающих межличностное влияние на другие социальные когнитивные эффекты».