Ученые наблюдали за 112 младенцами в возрасте двух или шести месяцев и отслеживали их движения глаз во время прослушивания записи пения воспитателя. Анализ показал, что ритм пения воспитателей заставляет младенцев синхронизировать взгляды с социальными сигналами воспитателей на субсекундных временных интервалах.
В возрасте двух месяцев — когда младенцы начинают взаимодействовать с другими людьми — младенцы в два раза чаще смотрели на глаза певцов, синхронизированные с музыкальными ритмами, а к шести месяцам, когда младенцы уже более опытны в музыкальных играх лицом к лицу и развивают довольно сложные ритмические и коммуникативные формы поведения, такие как лепет, они более чем в четыре раза чаще смотрели на глаза певцов, синхронизированные с музыкальными ритмами.
Ученые использовали видеозаписи пения, а не живое пение, чтобы убедиться, что любые изменения в поведении младенца при взгляде на него были вызваны самим младенцем, а не тем, что воспитатель подстраивается под младенца. «Младенцы могли смотреть куда угодно во время просмотра видео, но мы обнаружили, что их поведение при взгляде не было случайным», — пояснил Ленсе.
Для подтверждения своих выводов исследователи взяли еще одну группу шестимесячных младенцев, которые смотрели как оригинальное видео, так и видео, ритм которого был изменен таким образом, что перестал быть предсказуемым. В то время как младенцы наблюдали за оригинальным видео, этот эффект исчез, когда предсказуемый ритм был нарушен.
«Это очень важно, потому что показывает удивительную физическую связь между поведением воспитателя и переживаниями младенца», — сказал старший автор исследования Уоррен Джонс, эксперт по аутизму из Университета Эмори. «Без сознательного осознания такое простое и интуитивное действие, как пение воспитателя, приводит в движение целый каскад форм поведения, которые изменяют опыт младенцев».
Эти результаты свидетельствуют о том, что музыка — это не только развлечение, но и один из основных аспектов раннего социально-эмоционального развития, и подчеркивают степень чувствительности самых маленьких детей к музыкальному ритму, а также сложные способы, которыми музыка переплетается с ранним социальным взаимодействием.